лучший учитель - Лев и Сирин. КЕРАМИКА

Перейти к контенту

Главное меню:

!
Так сложилось, что самым первым учителем для меня стал мой папа, действительно
потрясающий художник. Его графика и керамика неописуемы. Это просто мега-полет,
которому и научить-то невозможно…
С дочерьми ему сказочно повезло, потому что и я, и сестра родились с карандашом в
руках и рисовали практически в любую свободную минуту. Он смотрел на мои рисунки,

ругал, хвалил, объяснял на красочных примерах. Рисование считалось вполне достойным
занятием.
Перед развалом Советского Союза папа вступил в Союз Художников, и это было
действительно круто и сложно..

Там, где керамика считается искусством всё очень непросто. 
Такие понятия как комиссия, отбор, выставком, конструктивная критика, слабая работа или хорошая выставочная работа – это действительно важные и решающие понятия.
Поэтому у меня на дому был сразу и выставком, и конструктивный критик высшей лиги. 

Время от времени проходил «просмотр», и я каждый раз с замиранием сердца не знала,
чего ожидать: что похвалят, за что поругают… 
Это становилось очевидным только после.
При этом у меня совершенно не было возможности сравнить себя с рисующими
сверстниками, потому что мне подобных не было замечено в маленьком Звенигороде.
Моими кумирами были Пикассо, Фаворский и т.д., перед которыми публикации работ
подростков из журнала «Юный художник», конечно, проигрывали.

Основной задачей для меня стала именно возможность почувствовать себя
самостоятельной единицей и получить точку опоры для понимания и оценки себя. 
Получив разгон от папы или отказ выставкома, можно просто идти и смело ложиться в
гроб. Ведь твои лучшие работы конструктивно раскритикованы, да и сам ты должен быть
безжалостным к себе, иначе какой может быть прогресс?! В гробу гораздо спокойнее. 

А как быть, если хочется лепить и рисовать без оглядки на чье-то мнение, даже
обоснованное и авторитетное?

В то же время меня поражал тот факт, что одна и та же работа, с разницей в полгода или
несколько лет, могла получить диаметрально противоположные оценки, и каждый раз они
были конструктивны и обоснованы. 
Это заронило во мне сомнения в конструктивности критики в целом и легло в основу концепции о вкусовщине и роли минутного настроения в восприятии искусства. 
Забегая вперед, скажу, что я вообще разочаровалась в понятии «искусство».

В тот момент, когда я начала работать в керамике, (свистульки, окарины и мелкая
пластика не в счет), я уже приобрела профессию мультипликатора, научилась
чувствовать себя «типа художником». Мне было 20 лет.

Обучение теперь велось совершенно в другом ключе: в боевых условиях. 
Это была практика. 
И тут мне с папой снова повезло: он учил меня думать, находить решения.
Мы работали в его мастерской на серьезных проектах. В качестве обучающих заданий я
делала пласты с лимитом в 40 минут. 
Первые заказы – вазы по 50 см высотой. Через год - уже авторский камин. 
Печи для обжига были большие, объемы работы тоже. Бояться
было некогда. И я очень верю, что многие вопросы действительно отлично решаются
"через объём".

К чему я это пишу?
К тому, что не смотря ни на что, я убеждена в одном: независимо от того, какую
спецподготовку мы прошли, или совсем не прошли, единственный человек, кто
сможет сказать «Ты художник, ты молодец, я в тебя верю» - это ты сам.

Если мы не пройдем это столкновение, то неважно, сколько лет мы учимся и кто наши
учителя. Много лет, я потратила на то, чтобы научиться «разделять понятия», не валить в
кучу теорию, практику, впечатления и мнения. И именно керамика этому очень
способствует.
Не нужно думать, что: я постараюсь, научусь и стану художником, и меня оценят. 
Мы родились художниками и нужно просто верить этому. 
Ведь первобытные и древние художники, крестьяне разных возрастов и стран, аборигены не
задумываются о том, что такое искусство и выставочная работа. 
Они просто рисуют и лепят, потому что хочется. 
Их работы хранятся в лучших музеях мира. Но для них даже
такое понятие как «авторство» - вторично.

Какая разница, кто автор, если через тебя идет поток?

Для меня это ощущение стало важной точкой опоры. 
Чувство материала и прухи. Отказ от собственного «я - растакой-то» и оглядки на чью-то точку зрения и достижения.
Это не мешает мне анализировать свои работы и критически относиться к своему
творчеству. Но я стараюсь не усложнять. 
Керамика – это во многом ремесло.
Понимая законы взаимодействия материалов, можно на любом уровне делать прекрасные
и профессиональные работы. 

Главное – соблюдать простые правила и верить своему чувству, чтобы делать следующий шаг.
Все ответы на самые сложные вопросы всегда находятся не где-то, а рядом с
нами и в нас.
Гениальные решения - самые простые. 
Именно это и самое важное в обучении - учиться их видеть, находить. 
Верить не в «горизонты», а в собственные руки.



 
Назад к содержимому | Назад к главному меню