банальные навыки - Лев и Сирин. КЕРАМИКА

Перейти к контенту

Главное меню:

!
Я прекрасно помню состояние зияющей, оглушающей пустоты, когда надо что-то
придумать, что-то выдать, желательно прилично-гениальное. 
Сходить туда не знаю куда…
Передо мною глина, уже раскатанный пласт…
И все всё как-то могут, а я… не могу выдавить из себя ни одной паршивой идеи. 
Или какую-то одну, но, конечно, паршивую и не жизнеспособную.

Я ощутила большое внутреннее возмущение, когда догадалась, что большинство вещей,
которыми измеряется талант, на самом деле не является богоданным волшебством – это
обычные НАВЫКИ.

Навык - что это вообще?
Да это то, что может приобрети КАЖДЫЙ.
Для любого человека любой навык – это ТОЛЬКО ВОПРОС ВРЕМЕНИ.

Осознание этого факта дает индульгенцию от чувства, что ты не тот, не такой, не
достаточно такой. 
Дает уверенность о том, что если для тебя это важно, можно достичь
без лишних эмоций тех «высот», которые мы считаем волшебной силой. 
Просто.Спокойно. Банально.

Конечно, есть таланты и высоты восприятия, недоступные многим. Но большинство
страшилок, которые нас ставят в ступор, преодолеваются простыми навыками. 
Они ничего общего не имеют с чудесным даром для избранных.
Что такое эти навыки в керамике?
Конечно, расскажу о тех, которые именно для меня стали важными.

1) Не оценивать свою работу или пробу как СВОЮ.
Из печи мы практически всегда получаем сюрприз. 
Я работаю больше 20 лет и каждый раз жду сюрприза. Это основная особенность обжига: выдавать ответ.
Ответы выдаются всегда здравые, важно - слышишь ли ты их? Как ты на них реагируешь?

Пропустить «вхолостую» реакцию: «Аааа! Я дурак..!!! Не то, не то!!! ВСЁ ПРОПАЛО!!!!!
Покрутить в руках, попить чайку, посмотреть в окно, и подумать. Это – банальный навык.

Что мы от него получаем? 
Возможность без истерик принять решение: как лучше выйти
из ситуации, какой второй вопрос вдогонку задавать? 
Возможность увидеть: а не предложили ли мне ЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ? 
Что ценного я могу получить из ошибки? 
Из несоответствия ожиданиям?

Можно в следующий раз скорректировать действия до обжига, чтобы с поправкой вышло,
то, что хочется. Или же – неожиданно разглядеть что-то новое! 
Может быть там, где-то на двух сантиметрах «неудачной» тарелки, неожиданно зародилась красота? Может быть, это как-то можно применить?

Как этот навык заполучить? Тренировать мозг разделять понятия. 
Чаще задавать себе вопрос: 
«Виноват ли я во всех бедах человечества, или лучше просто оглядеться вокруг и
посмотреть, сколько рядом возможностей?».

2) Перестать пробовать.
Этот навык немного противоречит первому. Ему меня учил папа.
Из папиных уст это звучит так:
«Любая хрень, которую ты делаешь, рождается в мир отдельным существом. 
Нельзя попробовать быть отцом. Попробовать взять ответственность. 
Можно, конечно, но это аморально и ментально наказуемо. 
Поэтому, когда мы лепим тест, чашечку, скульптуру,или что угодно, мы должны быть готовы выпустить её в мир с полной ответственностью,
сознавая, что она переживет нас. У керамики лучшая археологическая
сохранность. 
Поэтому не стоит лепить абы как, небрежно, не заботясь, думая, что мол это
я пока учусь и т.д., а вот когда-нибудь потом я создам что-то гениальное…»

Для меня эти тезисы очень важны, но при моей тревожности и повышенной ответственности это порождало всякие невротические отклонения, как и выражение "не плодить
уродов".
Но как художник-керамист я вынесла из всего этого собственную важную интерпретацию.

Рано или поздно придется шагнуть вперед и признать себя автором. 
Поставить клеймо. 
Сказать: это моя работа. 
Не бегая глазами, не улыбаясь смущённо, не добавляя: «я, правда, только
начинаю…» или «это такая не совсем удачная серия...». 
Просто и спокойно решить для себя, что вы автор и это ваши работы. 
ВСЕ, которые выходят из-под ваших рук.  Плохи они или хороши - мнений разных всегда будет вагон. ТОЛЬКО ВЫ можете решить для себя, чего они стоят. 

Делать такие шаги – это не героизм и не показатель мастерства, а банальный навык.
Спокойно выйти и сказать - это моя работа. И, создавая что угодно, быть готовым к
такому действию. 
Это просто. Если работа аккуратно сделана, за нее уже не стыдно. 
А художественная ценность – это личные предпочтения и вкусовщина. 
Должен ли «урод» отправиться в мусорный бак, или вы его превратите в
кривоватый и смешной кувшинчик на ножках - решать ТОЛЬКО ВАМ.

3) Просчитвать комбинации

Это вообще простота! 
Поначалу вы тупите над каждым действием: 
«Аааа, что тут? Фактура… доминанта....Оксид? 
Его куда? А ангобом раньше??? 
А--аааа, крыша едет…
Черт… ангобом вроде по кожетвердому, а оксидом по сухому... 
Вроде значит, что ли, оксидом потом???
О... Какой я тупой!!!! 
Я никогда не разберусь, это так сложно....
Лучше намажу глазурями - что выйдет, то выйдет... 
Вдруг какие-то эффекты появятся сами…»

Вы думаете, я так не думала?! Конечно, думала.
Но чем раньше вы начнете включаться и меньше эмоций тратить по поводу своей
тупизны, а больше обращать внимание на выявление логики последовательности
действий, тем раньше вы обретете навык! 

Мы, взрослые, уже забыли, как мучительно долго складывать буквы в слова, не
перескакивать со строчки... Мы читаем легко, схватывая целые предложения.
В керамических комбинациях – то же самое! 
Включайтесь, записывайте, зарисовывайте и очень скоро вы перестанете на это тратить
время. Сможете мыслить в голове целыми керамическими предложениями: светотенью,
фактурой, ангобами, матовым, шершавым, блестящим, потёчным и т.д.

Просто детям не оставляют выбора, их учат навыку чтения насильно. А мы, взрослые,
считаем, что слава богу, отучились уже… И можем вместо того, чтобы потратить силы и
приобрести навык, просто сесть и сказать: «Ну да... я тупая. У меня не хватает
способностей... или чего-то там…». Выбирать вам!

Блин... Я ж совсем не о том хотела написать!
Я хотела написать о наших он-лайн курсах  "возможности рядом с нами"  и "применяем возможности"! 
О том, почему мы столько непонятных проб делаем, эскизы какие-то рисуем пытаясь шагнуть в
неизвестность. Задача курсов помочь именно все эти навыки вырабатывать.

В керамике залог успеха – это не узнать номер удачной глазури, сорт
глины или приемчик. Это умение выстраивать сочетания и комбинации, предвидеть
результат! Чтобы предвидеть результат, нужна наблюдательность и опыт!
Нужно выработать навыки!
А чтобы их вырабатывать, стоит начать с наглядных вещей, которые работают сразу и
видны ещё до обжига: форма, фактура, цвет и качества ангобов. Это – целый мир, а не
просто первый простой этап обучения! Если его разглядеть, можно в нем открывать новое
всю керамическую жизнь.

А мы видим в магазине глазури и глаза просто разбегаются...
В каком восторге я была, увидев впервые возможности и фильтры фотошопа! Мне
показалось, что простое рисование – это ж вообще вчерашний день! А тут слои,
эффекты... 
Но одним из самых больших разочарований в жизни было понимание, что
фотошоп не нарисует за меня…

С глазурями и керамическими красками – то же самое. 
Глазурь, которая блестит, дорогая, с эффектами, не скроет вашего неумения или небрежности. 
Мы можем пробовать новое в надежде, что кривая вывезет, и иногда вроде даже выходит. 
Пускаться в раку обжиги, кристаллы, кракле, эффекты, и как огня бояться простых средств. 
Потому что в работе с глазурями всегда есть на что свалить, чем оправдать страх встретиться с настоящим собой.

Пока мы себе не признаемся, что авторы – мы, и что мы работаем не для чьих-то оценок,
а потому, что нам интересно в диалоге с материалом, мы не сможем анализировать,
учиться и владеть ситуацией.
Освоив простые комбинации с понятными материалами, получив навыки, мы сможем
ходить в мир тонких, едва уловимых эффектов. 

Набор карандашей в 280 цветов, фотошоп, эффектарные глазури не нарисуют за нас. 
Это, конечно, очень жаль. Но рисовать, лепить, ловить момент самому – это ведь гораздо
интереснее!
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню