керамика для детей - Лев и Сирин. КЕРАМИКА

Перейти к контенту

Главное меню:

Многие родители стремятся развивать и обучать детей с самого маленького возраста.
Каждый день открывается множество новых детских центров и курсов на любой вкус.

Впервые я попробовала учить детей керамике в 2000 году. 
В Звенигородском доме творчества с 1990 года и по сей день существует прекрасная студия керамики, которую ведет моя мама, Ирина Куприянова. В кружке занимаются ребята от восьми лет и старше.
Занятия практически бесплатные, идут по учебному плану, и большинство работ уходят в
фонды: так принято во многих подобных студиях.
В этой студии я работала преподавателем в течении полугода. 
Я старалась учить так, как учили в свое время меня. 
Старые традиции гласят: не хочешь стараться, думать, пыхтеть – никто никого не держит; мешаешь работать другим – освобождай помещение. 
Но если хочешь работать, здесь все для тебя: материалы, печи, книги и, конечно, преподаватель,
готовый помочь, подсказать, приободрить.

Но когда в 2009 году у нас появилась собственная студия, у нас возникли совершенно
другие задачи. 
Во-первых, мы начали заниматься с малышами четырех-пяти лет.
А во-вторых, это был уже не городской кружок, куда дети нередко приходили за
компанию с друзьями, и где постоянно шел отсев «балдеющих» товарищей, оставляя
самых способных и верных ремеслу, а частная студия не может себе этого позволить. 
Мы обязаны учить всех, кто готов заплатить, и поэтому возникает другой формат – мастер-класс.

Словосочетание «мастер-класс» звучит неоднозначно, в нем как будто соединяется
несовместимое, ведь стать мастером за час – уму непостижимо… 
Однако это слово хорошо определяет этот особый вид занятий.

Мастер-класс – это такое шоу, где каждый ребенок может прийти, сказать «хочу», и
выйти с поделкой, созданной своими руками. 
Оно должно проходить легко, весело и непринужденно. 
Еще один определяющий момент – мастер-класс стоит денег.
И родители, заплатив, должны понимать, что они получают.

ЧТО ВОЛНУЕТ КАЖДОГО РОДИТЕЛЯ?

– развивается ли ребенок?

– что у него получается в результате?

– хочет ли он еще раз пойти на занятия?

И если хотя бы один из пунктов не удовлетворяет, ходить перестают.
Учитель, ведущий платный мастер-класс порой вынужден «ходить колесом», чтобы
и детям было интересно, и родителям понравилось. Порой бывает достаточно сложно,
потому что все дети очень и очень разные.

В итоге к каждому занятию я отношусь как к представлению, в котором глина выступает в
качестве главного персонажа и задает правила. Ее мы слушаем, ей помогаем
превращаться в птиц, зверей, принимать самые разные формы. Именно такой подход
позволяет чувствовать себя комфортно и ученикам, и учителю, а занятие превращается в
веселое приключение.

А ГДЕ ЖЕ ТУТ ОБУЧЕНИЕ?

В формате мастер-класса трудно использовать наработки и программы внеклассных
студий. Такая замечательная вещь, как беседа об основах композиции, орнамента,
художественном образе, в ее классическом виде у нас не приживается. 
Все хотят скорее начать лепить. 
Да и поэтапная программа обучения от простого к сложному тоже рушится: 
большинство ребят жаждут воплотить собственные идеи.

Что мы как учителя можем сделать для ребят в реалиях мастер-класса? 
Обучая, мы хотим привить им любовь к размышлению, к творческому поиску. 
Подумать, решиться, справиться с неумелой рукой и вот оно – получилось! 
Это то самое удовольствие, которое
важно для любого человека – понимание того, что ты делаешь, радость труда. Ради этого
стоит учиться.
В наше время часто забывают про осознанность. 
Индустриальный и потребительский мир ворует ее у нас и наших детей. 
Нам навязывают представление о том, что хорошо – это «быстро, и без труда». 
Если заплатили деньги, можно не включать голову, а получить все и сразу.

Если детям вообще нравится и хочется лепить, то это уже достижение немаленькое.
Поэтому мы делаем вид, что играем, а на самом деле – учимся. 
Для 4-х – 5-летнего малыша слова «сделай аккуратно» вообще мало что значат. 
Приходится идти на хитрости, образные сравнения, уговоры и прочее. 
Мы учимся видеть в невзрачном комке зверя, рыбу или чашечку. 
Фигурки проявляются, обретают красоту и подробности. 
Попутно рождаются истории, в которых зайцы никак не смогут обойтись
без глаз, шерстки и пальчиков, где уважающий себя орел не может положить яйца в
«такое» гнездо, а совьет его с любовью к будущим птенцам.
Художественная теория, законы перспективы, композиции осваиваются на практике. Они
помогают найти нужное выразительное средство в процессе лепки. 

Создать в воображении образ, удержать цель и долепить до конца – это очень важная задача,
которой непросто научиться.

И ЧТО В ИТОГЕ?

По законам жанра, к концу учебного часа каждый участник сооружает то, что можно
поставить в печь. Через неделю ребята получают из обжига свое произведение, которое с
радостью показывают маме. Ведь керамика – это не бумага, она сохраняется столетиями
и она «настоящая». Поделки можно использовать в повседневном быту: из чашек пить
чай, в горшки сажать цветы.
ИЗ ЧЕГО ЛЕПИМ?
Мы ипользуем два вида глины. 
Одна шамотная, для крупных изделий, мисок, кашпо, рельефных панно.
Она вязкая, удобная в лепке и не трескается в сушке. 
Другая обычная, красная или белая глина, для лепки фигурок и небольших вещей.
Она хорошо подходит и для посуды, потому что не пропускает воду.

ЧЕМ КРАСИМ?
Краски которыми мы красим называются ангобы.
Это цветные глины, которые наносятся на не полностью высохшее изделие. 
Ангобы остаются матовыми после обжига, они  состоят из глиняной основы и красящего пигмента,
бесцветная глазурь придает ангобной росписи блеск и усиливает яркость цветов.
Ангобами удобно и безопасно работать детям.
Краску мы разводим водой до нужной консистенции, чтобы сразу красить не разбавляя.
Они хранятся в небольших банках с завинчивающимися крышками.
В процессе работы в каждой банке может находиться  кисточка только для этого цвета. 
Мы  меняемся банками вместе с кистью - кому какой цвет нужен в данный момент. таким образом и цвета не перемешиваются и нет лишней возни с водой.


ЧТО ТАКОЕ ПИГМЕНТЫ?
Это красящий парашок, который выдерживает высокую температуру обжига.
Его можно использовать, чтобы придать цвет основе из ангоба, глазури, эмали.
Это очень удобно: можно самостоятельно составить краски нужного оттенка.
Так же пигменты можно изпользовать для подглазурной росписи или росписи по необожженой эмали.


КИСТИ..
Мы используем обычные кисти с натуральным  волосом.
Беличьи лучше подходят для работы с глазурью: у них удобный, тонкий кончик , а для ангобной покраски  лучше пони - они не так быстро истираются.
Особенный момент: как их мывть?
Во первых, мы не оставляем надолго кисти вертикально в банках, чтобы они не загибались.
Во вторых, кисти засохшие в ангобе не просто отмыть. 
Все грязные кисти  после занятия я складываю в старый широкий лоток, для фото печати. 
Они там накапливаются, и когда их нужно помыть, заливаю горячей водой и оставляю на несколько минут.
Они размокают и очень легко отмываются. 

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню