виды глины - Лев и Сирин. КЕРАМИКА

Перейти к контенту

Главное меню:


  СВОЙСТВА ГЛИНЫ

.

На первый взгляд кажется, что глина различается только по цвету и температуре обжига.
Но это не так.
Например, кувшин из одной глины можно в кожетвердом состоянии окунуть в ангоб, а такой-же кувшин из другой глины, от подобной процедуры сразу лопнет. Есть глины из которых лепить почти не возможно: 
они или клеклые или мгновенно затвердевают, зато великолепно формуются и быстро отстают от формы.
Какие-то годятся для литья, или не годятся: трещат в сушке со страшной силой.
Из некоторых неплохо гончарить, но в ручной обработке они совсем не упругие: не успел коснуться, возникает ямка...
Одна хорошо лощится, другая нет и т.д.

Можно приспособиться к какой-то одной глине и спокойно работать с нею всю жизнь.

Но иногда перед нами стоит конкретная задача, и важно подобрать максимально подходящую глину.
Все приличные производства готовят собственную массу в соответствии со своими задачами и условиями.

Мы живем в 21 веке и сейчас, мало кто копает глину в овраге.
Её мы покупаем в готовом к работе виде и называется она Керамическая масса.
Производители не только очищают и прессуют природную глину, но и добавляют ещё несколько составляющих для выравнивания цвета, свойств, шамотную крошку, плавни и тому подобное.

 
СНАЧАЛА РАССКАЖУ ПРОСТО.
Вы приходите в магазин. На что обратить внимание при выборе и покупке глины?




1. ТЕМПЕРАТУРНЫЙ ДИАПАЗОН СПЕКАНИЯ.

2. НАЗНАЧЕНИЕ: 
  • для ручной лепки 
  • гончарная 
  • формовочная 
  • литьевая массы
  • с шамотом или без

3. ЦВЕТ. 
     На красных глинах глазури будут смотреться совсем не так как на белых, 
     особенно цветные прозрачные.




ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ:

  • Присмотритесь к тому с какой глиной работают в знакомых вам студиях. 
 Для какого типа изделий используют, на какую температуру обжигают.

  • Возьмите кусочек на пробу.

  • Задайте вопросы в профильных сообществах. 
 При этом важно точно сформулировать вопрос. 
 Например : какую светлую глину мне взять для работы детской студии, чтобы хорошо лепилась,   
 обжигалась на низкие и средние температуры и стоила недорого. 
 Или: какую глину взять для гончарке, чтобы она была устойчива к искривлению края в сушке?

  • От свойств глины напрямую зависит стилистика и характер лепки и самой керамикиВнимательно изучайте свойства в разной консистенции, пробуйте разные подходы в лепке. 




ТЕПЕРЬ ПОДРОБНОСТИ!
Все животрепещущие вопросы я задала технологам КЕРАМИСТАМ.RU

1) Какие бывают основные виды разделения масс, по каким свойствам, кроме температуры и цвета?
От чего зависят эти свойства?


- В основном, эти свойства зависят от минерального состава глин, входящих в керамическую массу и состава самой массы.
Глинистых минералов достаточно много, они по-разному взаимодействуют с водой, что отражается на пластичности и других формовочных свойствах массы.


Каждая карьерная глина имеет свой индивидуальный состав, в зависимости от источника и истории месторождения. 
Дисперсность керамической массы (тонкость помола), а также распределение частиц по размерам также имеют большое значение.


Керамические массы – это специально приготовленные смеси, которые кроме пластичных компонентов (глин), содержат также не пластичные материалы (песок, шамот, кварц, известняк, тальк и др.), а также плавни (полевые шпаты, карбонаты, флюорит, пирит).

Глины, а также их разновидности (каолины и бентонит), придают пластичные свойства керамическим (формовочным) массам. Не пластичные материалы помогают держать форму изделий, облегчают сушку, уменьшают усадку.

Шамот в количестве >40 % увеличивает температуру обжига и термостойкость изделий, позволяет держать форму и изготавливать крупные изделия.
Плавни способствуют появлению жидкой фазы во время спекания. Присутствуя в массах в определенном количестве, они улучшают структуру черепка, упрочняют его.

В составе керамических масс также могут быть пигменты (изменяющие цвет) и выгорающие добавки, которые служат для увеличения пористости изделий или создания восстановительной среды обжига.

Такие свойства керамических масс, как пластичность, цвет, температура обжига, усадка, влагопоглощение, прочность – во многом зависят от состава массы, и в большой степени, от состава и свойств входящих в эту массу глин, которых обычно бывает несколько
Температура обжига керамической массы зависит от тугоплавкости глин.

Усадка напрямую связана с пластичностью глин. Чем выше пластичность, тем больше усадка.



2) Рыхлость/плотность: какая-то глина рассыпается как творог, какая-то кажется лёгкой в лепке, а какая-то сразу резиновая, как ластик... 
Хорошо заглаживается и обрабатывается в коже-твердом, но в мягком куски плохо слипаются. Как эти свойства правильно называются и от чего они зависят?


- Формовочные свойства зависят в основном от пластичности массы, которую обычно характеризуют Числом пластичности П или IP - индексом Аттерберга, который отражает в числовом выражении – разницу между верхней и нижней границей влажности, в пределах которой керамическая масса сохраняет свои пластичные свойства. 
Чем шире этот интервал (больше П), тем легче работать с массой, тем она меньше “крошится” по краям изделий при высыхании и меньше “раскисает” при добавлении воды.



3) На какие указанные производителями свойства стоит обратить внимание, если мы покупаем массу:

Для гончарки

- Для гончарных изделий и майолики, как правило, используются низкотемпературные керамические массы (Т обж 900-1100C), влажностью 16-22 %, умеренно-пластичные (пластичность 14-24), с достаточно высоким влагопоглощением черепка (10-15 %), удобным для глазурования.

Массы могут содержать неосязаемый (<0.2 мм) или мелкий шамот (<0.5 мм). Некоторые средне- и высокотемпературные массы, содержащие шамот такого же размера, могут также формоваться на гончарном круге.


 Для лепки


- Для лепки, в общем, подходят те же массы, что и для формования на гончарном круге.

Но для небольших изделий, с проработкой мелких деталей, лучше использовать более пластичные массы. Например, для скульптуры очень хороша бумажная масса PCLI с высокой пластичностью (27). Для создания крупных форм и форм со сложной сушкой лучше использовать массы с шамотом, в том числе и с крупным.


Для литья

- Для литья больше подходят мелкодисперсные однородные массы, помол которых осуществляют в шаровых мельницах мокрым способом. Остаток на сите 10000 отв/см2 – 0.5-1 %.

Влажность керамической массы (шликера) 25-35 %. Более часто формование методом литья используют для изготовления тонкостенных изделий из фарфоровых и фаянсовых масс.

В шликер добавляют дефлокулянт, препятствующий оседанию и слеживанию материала. Массы для литья обычно более тощие, чем для пластичного формования.


Фаянс, фарфор, сложносоставные массы

- Фаянс – изделия из высокотемпературной керамической массы, обладающей, как правило, широким интервалом спекания и сохраняющей достаточно высокую пористость после обжига при высокой температуре, что удобно для глазурования. Поэтому политой обжиг фаянса можно проводить как с высокотемпературными, так и низкотемпературными глазурями.


Фарфор обладает большей белизной и просвечиваемостью черепка, а также имеет очень низкую пористость после высокотемпературного обжига. При изготовлении фарфора, обычно используют высокотемпературную полевошпатовую глазурь, которую наносят на утиль, предварительно обожженный при более низкой температуре - 1000С.

Состав фарфора и фаянса существенно различается.
Фарфор содержит гораздо меньше красящих окислов и других примесей, в нем больше каолина (более тугоплавкий, чем глины) и полевых шпатов (плавней). Фаянс часто содержит тугоплавкие и легкоплавкие глины (в разных соотношениях), кварц, также может содержать некоторое количество карбонатов, тальк.





 
Назад к содержимому | Назад к главному меню