акцент-доминанта - Лев и Сирин. КЕРАМИКА

Перейти к контенту

Главное меню:

Мы видим, что глаз человека всё время, кружит по поверхности, как бы ощупывая её.

Хорошие пропорции, правила, композиции, акценты и всё прочее, придумано именно для того, чтобы глазу зрителя было удобно.
Чтобы он приятно кружил, задерживаясь и возвращаясь именно к тем местам, на которые вы хотите обратить внимание, а не застревал бы с раздражением, на ненужных, случайных пересечениях, смещениях и диспропорции.

Истории про физику работы глаза, 
светопоглощении и отражении разных поверхностей, 
как будто не имеют отношения к искусству и творчеству,
но именно они проливают свет на такое важное понятие 
как акцент.

Забавно, что иногда зритель видит акцент, совершенно не там, где его «делает» автор!
Это совсем не связано с индивидуальностью восприятия.



Художник «что-то себе представляет», «думает о главном», рисует, лепит и его деятельность имеет протяженность во времени.
Зритель схватывает готовую картинку моментально: светотень, контрасты, композиция как молния передаются в мозг и там уже разворачиваются всякими ассоциациями представлениями и мнениями.

Мнения могут быть разные, но вот акценты считываются глазом и передаются разным людям практически одинаково.
Поэтому и придуманы все эти нудные законы композиции, доминанты, контрасты: чтобы художник мог оттолкнуться от них,
посмотреть со стороны зрителя.
Ведь нам же хочется, чтобы нас правильно понимали? Хотя бы иногда :))

По большому счету, создавая чашечку, вы можете чувствовать себя настоящим режиссером..
Да что уж..чувствовать — можете работать как режиссёр! Пиала, которую мы крутим в руках, чем не маленькое кино?

  • На что вы хотите обратить внимание зрителя?
  • Какие эмоции вызвать?
  • Что помогает в этом, а что мешает?

Законы и приемы будут одни и те же и основаны они не на чувствах, а на физике работы глаза и специфике восприятия..
Страшновато звучит, но на деле, гораздо проще, чем неизведанный чувственный мир: тут есть конкретика.
Если правила знать, ситуацией можно управлять.
Рассмотрим подробнее.

Акцентом мы можем считать что-то контрастное. Тот элемент или сочетание на которое глаз обратить внимание быстрее всего.

  • Блестящее среди матового.
  • Гладкое среди шершавого.
  • Контраст плоскости рисунка и глубины фактуры.
  • Возвышающиеся наслоения, активнее углубляющихся.
  • Хаотические линии и детали выразительны на контрасте с упорядоченными и наоборот.

Простой, лаконичный, контрастный объект бросится в глаза раньше сложного по форме и тонко разработанного.


Частая ошибка в декоре:
центр блюда со сложным цветком «проваливается», а в глаза лезут маленькие лаконичные и контрастные пятна с окантовки. Сложному цветку в этом случае, не хватает яркости, контрастности, чтобы привлечь достаточно внимания.

Чтобы не запутаться, важно определить для себя: что будет в вашей вещи ДОМИНАНТОЙ.
Главным элементом, на который мы хотим обратить внимание зрителя.

Говорят, что «дилетанта» выдает смешивание нескольких стилистически разных выразительных средств в одной вещи.
Но я бы уточнила, что проблема чаще всего в отсутствии или неясности доминанты.
Например, если мы делаем пиалу с очень интересной фактурой снаружи.
В этом случае лаконичная покраска внутренней части будет смотреться эффектнее, чем если мы добавим прекрасную роспись или сложную эффектарную глазурь.
На второй вариант потратим больше времени и сил, но ощущение такое, как от неуверенности взяли всего побольше и свалили в кучу. Чувство переполненности сознания..соперничества между двумя красотами :)

Лаконичность и понятность определяется не количеством использованных средств, а умением выстроить доминанту — основную тему.
При внятной доминанте играй хоть целый оркестр — всё прекрасно ясно и легко для восприятия.



 
Назад к содержимому | Назад к главному меню