ЭСКИЗЫ. Как я делаю. - Лев и Сирин. КЕРАМИКА

Перейти к контенту

Главное меню:

ЭСКИЗЫ. 
Конечно, я рисую эскизы, когда делаю проекты на заказ. Прикидываю варианты
композиции и цвета, чтобы люди, у которых будет жить моя керамика, могли
представить, как она будет выглядеть (хотя бы примерно). 
Обычно это скорее «форэскизы», потому что конкретные цвета и фактуры мы показываем уже на
пробниках в материале. Картинка нужна, чтобы утвердить сюжет и масштаб.

Но сейчас речь пойдет не об этом, а о тех картинках, которые рисуются как
эскизы именно для творческих работ.
В 1998 году, когда я начала заниматься керамикой по-крупному и работать с
шамотом, я училась сразу двум вещам: думать руками и думать головой. 

Думать руками – это значит находить выразительные свойства глины и глазурей. 

* Разные характеры фактур. 
* Столкновения разных поверхностей. 
* Возможности глины разной степени сухости. 
* Линии - порядок, линии - хаос.. 
* Шершавое - гладкое и т.д.

То есть, это то, что не возможно описать словами. «Фонетика и словообразование
материала». Тут важно выключать голову и получать удовольствие и восторг
просто от общения с глиной. Из этой темы, к слову, появился курс
#возможности_рядом_с_нами.

Думать головой – вот с этим проблем было побольше.
Моим наставником в то время был папа, Илья Куприянов: прекрасный художник и
матёрый керамист, член СХ, участник выставок и авторитетная личность.
И вот он мне всегда говорил: керамист, когда лепит, должен уже знать и
держать в голове покраску.

Я с этим абсолютно согласна сейчас, и уже давным-давно мыслю так, уже
автоматически думаю на языке керамики. Но в тот момент мне это давалось с трудом.
С каждым обжигом мой опыт немного увеличивался, но задача напоминала: «иди
туда, не знаю куда». 
Казалось, гораздо проще слепить, а уж потом, когда видишь, что получилось, думать, как покрасить. Но мне было важно сделать большой обьем работ и проб за короткие сроки
И довольно быстро стало ясно, что тупить, глядя на пустой пласт или даже «от балды» зафактуренный, это очень долго и непродуктивно. 
Поэтому я начала готовиться заранее.

Самой простой и понятной темой мне показалась этника. 
Африка и доколумбовая Америка.  
У нас было две толстых книги, из которых я перерисовывала идеи и темы, в
которых примерно ясно, как что разложить по декору. 
Чуть освоившись, я поняла, что эскизы реально экономят время и даже дают возможность, глядя на готовую работу, понять, где свернул не в ту сторону, в чем ошибался и как было бы лучше.
 
Это зачаток анализа: сравнить первоначальную идею с тем,
что вышло из обжига. Для керамиста это очень сложная и очень важная
тема.
Здесь видно, как я трансформировала африканскую тему с телегой и ушла от прямой
этники в сторону абстракции. 
Прикинула темное, светлое и ячейки, где можно поместить фактурки и блеск. 
За основу покраски взяла ангобы, потому что они мне видны сразу до обжига, а значит в процессе работы голова пухнет меньше.
Справа – уже готовая работа. Я ею до сих пор очень даже довольна, она осталась в
«золотом фонде». Размер пласта – около 50 см в высоту.
Вот ещё один большой пласт из этой серии. На эскизе видно, где папа мне подправлял
там ноги ящерицы. Тогда я повелась на его поправку, но потом делала скульптуру с ней
же по первоначальному варианту «с одной ногой». Мне так казалось гармоничнее по
силуэту.

В итоге ящерица слилась с фоном, особенно в сравнении с темным, контрастным
кактусом. Стоило бы ей подчеркнуть контур графикой, или покрасить ее не ангобом, а
глухой белой глазурью. В глянце она бы лучше выделялсь на матовом фоне. 
Но в целом эта ошибка не имеет решающего значения.
Такую тоже лепила в нескольких вариантах, но фото работ не сохранились.
Подобные темы очень удобны для чередования темного и светлого, глянцевого и
матового, сочетания двух разных или даже контрастных свойств материала.
Выступающие колбаски можно сделать глянцевыми на матовом фоне или наоборот.
Можно покрыть глухой глазурью на фоне прозрачно-потечной поливы, или наоборот.

То есть, принцип тут очень простой – «крестик-нолик»: если на выступающих «это»,
значит на фоне «то».
Я очень люблю такие простые основы, с которых можно сделать 4-6 вариантов покраски и
использовать разные эффекты. 
Можно упражняться в выразительных средствах декора, создавать красивую керамику, не тратя время на новые «литературные сюжеты»
Я завела блокнотик, в который записывала и зарисовывала идеи, задания. 
Это очень помогает в тот момент, когда не знаешь, что делать. 
Он меня вдохновляет до сих пор. 
Тема «рыбы в сетях» у меня дежурная. Она очень керамичная. Тающая, зыбкая рыба под
выступающими решётками или обломками корабля. Или активная. Сеть ей не помеха!

Что-то, похожее на сеть, прекрасно организует пространство, а 
всем знакомый, узнаваемый силуэт рыбы притягивает внимание.
Тут можно играть бесконечно, меняя ролями персонажей. 
Те же «крестики-нолики», но только более усложненный вариант. 

Для керамиста удачно найденная тема - большая ценность. 
Эти темы кочуют, проявляясь новыми красками в разных периодах творчества. 
Рыбы – это уже, наверное, 2000 год. 
Посмотрите, как меняется, усложняется керамика, уходя от первоначальной этники,
которую я все-таки продолжала эксплуатировать ещё долгие годы.
Вот проскочила та же тема телеги – это 2003 год.
Ну, это я углубилась в историю, чтобы стало понятно, что художники не рождаются с
талантом и чувством материала. Это навыки, а главное – анализ, и попытка «думать
головой».
Сначала это вызывает отторжение: мол, художники ваяют чувством. Но в керамике такой
подход превращается в испорченные работы, потраченное в никуда время, материалы и
обжиги. А главное – разочарование и мысль, что «не получится никогда».

Вместо того, чтобы горевать, нужно подумать:
Что именно не получается?
Что должно было получиться?

Взять бумажку и порисовать раскладки, записать идеи и мысли на этот счет. 
Обычно в этот момент наступает вдохновение, и результаты потом тоже улучшаются.
Сейчас я записываю и зарисовываю творческие темы очень минималистично, в виде идей.
Многие комбинации складываются в голове автоматически. Только потом, рассказывая на
занятиях ученикам, как и что, я понимаю, что за любым моим «спонтанным» выбором
стоит система и годы тренировки.

Я сделала такой пост-разбор работ, к которым эскизы я не рисовала, когда лепила.
Это какой-нибудь 2012 год. Ваза, немного необычная для меня. Я её лепила в
дружественной мастерской, которая находится на Сицилии в малюсеньком городке. Там
меня очень поразила простота и почти убогость архитектуры: квадратные дома, один
прилеплен к другому. Серая и белая штукатурка, плоские крыши. Но синее небо и
холмистый ландшафт всё это как-то преображают и взрывают мозг жителю обычного
подмосковного городишки. И вот я, в попытке осознать впечатления, знакомилась с
новым для себя красным шамотом.

Ваза из пластов.
Несимметричное положение сторон относительно центра, сочетание резких углов с
выгнутыми линиями. Упругая, более лиричная левая сторона как будто удерживает
наклоненную и угловатую правую. 
Форма задана вертикалями, значит в декоре мы пробуем уравновесить её горизонталями. Основы этих горизонталей на эскизе отмечены синим. 
Это как бы широкие ленты, которые притягивают правую часть вазы к левой.

Таким образом, у нас появляются крупные и средние детали. Осталось добавить
мелкие. Я очень люблю линию и графику, поэтому в качестве деталей использую здесь
сграффито. Графика в данном случае поддерживает скорее вертикали, подчеркивая, что
всё-таки они главные.
Материалы были все незнакомые, покрасить надо было наверняка и в один обжиг,
поэтому глазурь я просто равномерно распределила, основа – ангоб и цвет самой глины. 
Глазурь немного разрыхляет, добавляя блеск в эту матовую историю. С её помощью
вводится дополнительный цвет. 
Фото у меня только одно и тут бликов не видно. 
Но блестит только голубовато-синяя глазурь и немного черные линии графики.

Конечно, эскизы просто отмечают основные направления, фиксируют главную
интригу. По факту, мы можем менять форму, уточнять покраску, или же нас
вообще утянет в другую степь. В творческих работах это вполне допустимо.

В работе на заказ приходится продумывать лучше, подробнее рисовать и стараться не
отступать от первоначального плана. Рисуя эскиз акварелью, я довольно точно
представляю, где какую глазурь буду использовать. Цвета в эскизе беру в соответствии со
своей глазурной палитрой. Поэтому в результате получается вполне похоже.

И ещё один пост-разбор.  Блюдо с ягодами.

Круглое блюдо и круглые ягоды по всему полю почти равномерно замерли,
как капельки - стоп станции. Структура композиции напоминает ситцевый орнамент.

Добавляю ветки. С ними появляется направление и структура, которые
придают веточки-векторы. Получается  сетка с капитошками, застывшая в
гармонии: стоп-движение. Никто никуда не бежит… Скучновато.

Поэтому добавляются листья. По форме они – что-то среднее между кружком и палочкой,
но ближе к палочке, более активные, чем ягоды. 
Листья немножко сбивают общий ритм: каждый имеет своё направление в общей системе.

Потом добавляются дополнительные линии, которые ничего такого не означают, просто
делают мне эту «сетку» удобной для глазурной покраски. 

Тут я сначала леплю, графлю и обжигаю, потом крашу. 
Контуры прорисованы, и я решаю, что ягоды будут «красные глухие». 
Отсюда стартуем «крестиком-ноликом», заполняя всю сетку, разбивая на светлое и
темное, слабый или более интенсивный блеск, разную плотность глазурей. 
Ветки с ягодами для меня тоже такая вещь, которую люблю, и вариаций может быть
бесконечно много.

Сейчас мне уже доставляет удовольствие сделать 3-5 вариантов, поймать ту самую
интригу, раскушать тему основательно.
Объем работы как средство осознания и формирования навыков по-прежнему очень
важен и иногда имеет решающее значение.
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню