ЭСКИЗЫ. Как я делаю. - Лев и Сирин. КЕРАМИКА

Перейти к контенту

Главное меню:

ЭСКИЗЫ. Конечно, я рисую эскизы, когда  делаю проекты на заказ. 
Это варианты композиции и цвета, чтобы люди, у которых будет жить моя керамика, могли представить:
как она будет выглядеть (хотя-бы примерно).
 
Обычно, это скорее - "форэскизы" потому, что основное по цвету и фактуре мы показываем на пробниках в материале. Картинка нужна, чтобы утвердить сюжет и масштаб.

Но сейчас речь пойдет не об этом, а о тех картинках, которые рисуются, как эскизы именно для творческих работ.

В 1998 году, когда я начала заниматься керамикой по крупному и работать с шамотом, я училась сразу двум вещам: "думать руками" и "думать головой". 

Думать руками, это находить выразительные свойства глины и глазурей. 
* Разные характеры фактур. 
* Столкновения разных  поверхностей. 
* Возможности глины в разной степени сухости. 
* Линии - порядок, линии - хаос.. 
* Шершавое - гладкое и т.д.
Т.е. это то, что не возможно описать словами. "Фонетика и словообразование материала"
Тут важно выключать голову и получать удовольствие и восторг просто от общения с глиной.
Из этой темы, к слову , появился курс #возможности_рядом_с_нами.

А вот с думать головой проблем было побольше.
Моим наставником в то время был папа, Илья Куприянов: прекрасный художник и матёрый керамист, член СХ, участник выставок и авторитетная личность.
И вот, он мне всегда говорил: керамист, когда лепит, должен уже знать и держать в голове покраску.

Я с этим абсолютно согласна сейчас  и уже давным-давно мыслю так, уже автоматически:
"думаю на языке керамики". 
Но в тот момент мне это удавалось туго.

С каждым обжигом мой опыт немного увеличивался, но задача напоминала: "иди туда, не знаю куда".
Казалось, гораздо проще слепить, а уж потом, когда видишь, что получилось, думать, как покрасить.
Но мне было важно сделать большой обьем работ и проб за короткие сроки. 

Довольно быстро стало ясно, что тупить, глядя на  пустой пласт или даже "от балды" зафактуренный, это очень долго и не продуктивно..
Поэтому, я начала готовиться заранее.

Самой простой и понятной темой  мне показалась этника. 
Африка и доколумбовая Америка.  

У нас было две толстых книги, из которых я перерисовывала идеи и темы в которых примерно ясно:
как что разложить по декору. 
Чуть освоившись, я поняла, что эскизы реально экономят время и даже дают возможность, глядя на  готовую работу понять:
где свернул не в ту сторону, в чем ошибался и как было-бы лучше. 

Это зачаток анализа: сравнить первоначальную идею и впечатления с тем, что вышло из обжига.
Для керамиста, это очень сложная и очень важная тема.

Вот тут видно, как  я трансформировала африканскую тему с телегой и ушла от прямой этники в сторону абстракции. 
Прикинула темное, светлое и ячейки, где можно поместить фактурки и блеск. 
За основу покраски взяла ангобы, потому, что они мне видны сразу до обжига, а значит - в процессе работы голова пухнет меньше..
Справа уже готовая работа. 
Я ею до сих пор очень даже довольна, она осталась в "золотой фонд". Пласт около 50 см в высоту.
Вот ещё один большой пласт из этой серии. 
На эскизе видно, где папа мне подправлял там ноги ящерицы. 
Тогда я повелась на его поправку, но потом делала скульптуру с ней-же  по первоначальному варианту "с одной ногой". Мне так казалось гармоничнее по силуэту.

Тут, в итоге, ящерица слилась с фоном, особенно в сравнении с темным, контрастным кактусом.
Стоило-бы ей подчеркнуть контур графикой, или покрасить ее не ангобом, а глухой белой глазурью. 
В глянце, она-бы лучше выделялсь на матовом фоне. 
Но в , целом, эта ошибка не имеет решающего значения.
Такую тоже лепила и в нескольких вариантах, но фото работ не сохранились.
Подобные темы очень удобны для чередования темного и светлого, глянцевого и матового,
сочетания двух разных или даже контрастных свойств материала.

Выступающие колбаски можно сделать глянцевыми на матовом фоне или наоборот.
Можно глухой глазурью на фоне прозрачно-потечной поливы или наоборот..
Т.е. тут очень просто "крестик -нолик": если на выступающих "это", значит на фоне "то".
Я очень люблю такие простые основы, с которых можно сделать 4-6 вариантов покраски и использовать разные эффекты. 
Можно упражняться в выразительных средствах декора, создавать красивую керамику 
не тратя время на новые "литературные сюжеты"
Я завела блокнотик в который записывала и зарисовывала идеи, задания. 
Это очень помогает в тот момент, когда не знаешь, что делать. Он меня вдохновляет до сих пор. 
Тема "рыбы в сетях" у меня такая, дежурная. Она очень керамичная. 
Тающая, зыбкая рыба под выступающими решётками или обломками корабля. 
Или активная.. Сеть ей не помеха.

Что-то похожее на сеть прекрасно организует пространство, а 
всем знакомый, узнаваемый силуэт рыбы - притягивает внимание.

Тут можно играть бесконечно, меняя ролями персонажей. 
Те-же "крестики-нолики", но только более усложненный вариант. 

Для керамиста, удачно найденная тема - большая ценность. 
Эти темы кочуют, проявляясь новыми красками в разных периодах творчества.
Рыбы, это уже, наверное 2000 год. 
Посмотрите, как меняется, усложняется керамика уходя от первой этники, которую я все-таки продолжила эксплуатировать ещё долгие годы.

Вот проскочила та-же тема телеги - 2003год..

Ну, это я углубилась в историю, чтобы стало понятно, что художники не рождаются с талантом и чувством материала.
Это навыки, а главное анализ и попытка "думать головой".

Сначала, это вызывает отторжение, мол , художники ваяют чувством.
Но в керамике, такой подход превращается в испорченные работы, потраченное в никуда время, материалы и обжиги.
А главное, разочарование и мысль, что "не получится никогда".

Вместо того, чтобы горевать, нужно подумать:
Что именно не получается?
Что должно было получиться?
Взять бумажку и порисовать раскладки, записать идеи и мысли на этот счет.
Обычно, в этот момент наступает вохновение и результаты потом тоже улучшаются.

Сейчас я записываю и зарисовываю творческие темы очень минималистично в виде идей.
Многие комбинации складываются в голове автоматически.
Только потом, рассказывая на занятиях ученикам: как что, я понимаю, что за любым моим "спонтанным" выбором стоит система и годы тренировки.

Я сделала такой пост-разбор работ, к которым экизы я не рисовала, когда лепила.
Это какой-нибудь 2012 тый год.
Ваза немного необычная для меня. 
Я её лепила в дружественной мастерской, которая располагается на Сицилии в малюсеньком городке. 

Очень поразила простота и почти убогость архитектуры: квадратные дома один прилеплен к другому. 
Серая, белая штукатурка, плоские крыши.. 
Но небо синее и холмистый ланшафт, всё это как-то преображают и взрывают мозг жителю обычного подмосковного городишки.
Вот я, в попытке осознать впечатления, знакомилась с  новым, красным шамотом.

Ваза из пластов.
Не симметричное положение сторон относительно центра, сочетание резких углов с выгнутыми линиями. 
Упругая, более лиричная левая сторона, как будто удерживает наклоненную и угловатую правую.

Форма задана вертикалями, значит в декоре мы пробуем уравновесить её горизонталями.
Основа этих горизонталей на эскизе отмечены синим. 
Это как-бы широкие ленты, которые притягивают правую часть вазы к левой.
Таким образом, у нас появляются крупные и средние детали. 
Осталось добавить мелкие. 
Я очень люблю линию и графику, поэтому в качестве  деталей испоьзую тут сграффито. 
Графика, в данном случае, поддерживает скорее вертикали, подчеркивая, что всё-таки главные они.

Материалы были все не знакомые, покрасить надо было наверняка и в один обжиг, поэтому глазурь  просто равномерно распределила, основа ангоб и цвет самой глины. 
Глазурь немного разрыхляет, добавляя блеск в эту матовую историю. 
С помощью неё вводится дополнительный цвет. 
Фото у меня только одно и тут бликов не видно. 
Но блестит только голубовато-синяя глазурь и немного черные линии графики.

Конечно, эскизы просто отмечают основные направления, фиксируют главную интригу. 
По факту, мы можем менять форму, уточнять покраску или вообще утянет в другую степь
В творческих работах это вполне допустимо. 


В работе на заказ приходится продумывать лучше, подробнее рисовать и стараться не отступать от первоначального плана.
Рисуя эскиз акварелью, я довольно точно представляю: где какую глазурь буду использовать.
Цвета в эскизе беру в соответствии со своей глазурной палитрой.
Поэтому, в результате, получается вполне похоже.

И ещё один пост-разбор. "Блюдо с ягодами". 

Круглое блюдо и круглые ягоды по всему полю почти равномерно  замерли, как капельки - стоп станции. Структура композиции напоминает ситцевый орнамент.

Добавляю ветки. С ними появляется направлениея и структура, которые придают веточки-векторы.
Получается  сетка с капитошками застывшая в гармонии: стоп-движение
Никто никуда не бежит.. 
Скучновато.

Поэтому добавляются листья. 
По форме они что-то среднее между кружком и палочкой, но ближе к палочке, более активные чем ягоды. 

Листья немножко сбивают общий ритм: каждый имеет своё направление в общей системе.
Потом добавляются дополнительные линии, которые ничего такого не означают, просто делают мне эту "сетку" удобной для глазурной покраски. 

Тут я сначала леплю, графлю и обжигаю, потом крашу. 
Контуры прорисованы и я решаю, что ягоды будут "красные глухие". 
Отсюда стартуем "крестиком ноликом", заполняя всю сетку, разбивая на светлое и темное, слабый или более интенсивный блеск и плотность разных глазурей. 

Ветки с ягодами для меня тоже такая вещь, которую люблю и вариаций может быть бесконечно много.
Сейчас мне уже доставляет удовольствие сделать 3-5 вариантов, поймать ту самую интригу, раскушать тему основательно:)

Объем работы, как средство осознания и формирования навыков, по прежнему очень важен и иногда играет решающее значение.
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню