Майолика. Что это? - Лев и Сирин. КЕРАМИКА

Перейти к контенту

Главное меню:

Про майолику:)
Погуглив, получаем много разных ответов.
Как я понимаю: существует небольшое раздвоение.

Классика, это итальянская майолика: роспись по сырой эмали, где четкий контур и дополнительные, часто синий, желтый, зеленый цвета. Пишутся пигментами и глазурью.
Там античные фигуры, всякие истории и прочее.

Так называемая, "русская майолика",
это рельефные и гладкие изразцы, вазы, объекты покрытые поливой - текучей глазурью, которая создает градацию тона в зависимости от слоя.
Примеры - поливные изразцы 17 века и известные эксперименты начала 20века: Врубель, Васнецов, Головин, Малютин и другие русские художники.
Вот о такой покраске и пойдет речь.

По сути дела мы в них видим одну, очень важную общую деталь: 
основное выразительное средство в майоликовых изразцах - игра слоя текучей глазури и ее взаимодействие с рельефом.

Что мы можем считать майоликовыми глазурями?
Это как правило, легкоплавкие глазури, сильно текучие и часто содержат свинец.
Вы можете легко определить их по тому, как они проявляют любой, даже самый неглубокий рельеф.
В толстом слое эти глазури гораздо темнее чем в тонком.

При высокой температуре в печи, они как желе, стекают с высоких частей рельефа в глубинки.
Чем выше температура, тем сильнее градация тона.
Как правило, потечные зеленые, золотистые, коричневые глазури легко, акварельно перетекают друг в друга. 
Получаются мягкие переходы из цвета в цвет, если вы пользуетесь не одной, а несколькими цветами.



Почему майоликовая покраска считается одним из самых сложных видов керамических умений и почему все в нашей детско-взрослой студии так любят красить поливными глазурями? 
В чем тут подвох?

Одна девушка мне написала в ЛС : "такое впечатление, что вы просто намазываете изразцы как попало глазурью, и потом, вдруг получается красота. Как это возможно?"

На самом деле это примерно так и происходит.
Глазурь, которая в обжиге течет, не дает возможности сделать четкие границы между цветами, но в одном для нее есть неумолимый закон: 
она строго подчиняется рельефу, на котором растекается в печи и усиливает его.

Поэтому дети, которым я редко, но даю глазурь, знают, что покрасив свои фактурные вазы, миски и всё прочее: результат будет прекрасен. 
Рельеф проявится, цвета будут яркими и всё блестит! Главное положить слой потолще:)



В этом большой плюс полив - они получаются эффектно.
В чем-же минус?
Точнее: где искать сложности?

1) В первую очередь, это небольшой выбор цветов. 
Готовые глазури хороши как правило, золотистые и зеленые.
С голубыми, пинками, пурпурными цветами много проблем: 
они выгорают, конфликтуют друг с другом и т.д.

Чтобы подобрать удачную цветовую палитру нужно долго искать и пробовать.

2) Во вторых - она действительно сильно течет на вертикальных поверхностях.
Нужно следить, чтобы изделие в обжиге не приварилось намертво к полке на которой стоит.

3) В третьих, и главное: очень трудно все держать в уме.
Толщины слоя, взаимодействие с рельефом, цвета, которые проявят себя только в обжиге.

Ведь до обжига, это белесые суспензии, которые могут слететь с изделия при любом неловком касании, как пыльца с крыла бабочки..

4) И в четвертых: чувство меры и такта очень важны в работе с поливными глазурями.
Это скрытая работа хорошего режиссера, сценариста, осветителя, ланшафтно-рельефного дизайнера, чтобы на арене, глазурь смогла выйти и сыграть свою блистательную роль.




Как с ними работать?

* Выявите подходящие вам по температурному режиму глазури.

* Сделайте тесты - как они работают с рельефом на мягких и жестких гранях.

* Сделайте тесты: как они переходят друг в друга при совмещении. 
   Следите за тем какой цвет сверху - эффекты будут разные.

* Научитесь наносить глазури кистью ровным слоем и контролировать его толщину, 
   чтобы не было  "проплешин".

* Разбавляйте темные цвета текучей, бесцветной глазурью.

* Экспериментируйте и смешивайте цвета в поисках нужной гаммы и свойств.

* Не валите "всё в кучу", пусть один эффект, цвет или переход будет самым важным. 
Не нужно делать радугу всего в сочетании с рельефом.

* Анализируйте свои работы и пробы из обжига не с позиции
   "получилось/не получилось, красиво/не красиво", а с интересом: что тут мне хотят показать? 
   Где скрывается интересное взаимодействие?

Ну и ..пробуйте!

Всё получится, не редко, мы выкидываем удачу, за то, что она не совпала с ожидаемым, просто не умеем ее разглядеть:)

Тут мои майоликовые работы и ниже, 
работы взрослых и детей, сделанные на занятиях у нас в студии.

 
Назад к содержимому | Назад к главному меню