Майолика. Что это? - Лев и Сирин. КЕРАМИКА

Перейти к контенту

Главное меню:

Майолика – что это такое? 
В интернете на этот вопрос можно получить много
различных ответов. Насколько мне известно, это слово употребляется в двух смыслах.
Классическое значение этого термина – итальянская майолика: роспись пигментами и
глазурью по сырой эмали. Ее отличает четкий контур и ограниченный набор цветов, чаще
всего это синий, желтый, зеленый. Это могут быть сюжетные композиции, фигуры,
орнаменты.

Так называемая «русская майолика» - это рельефные и гладкие изразцы, вазы,
объекты покрытые поливой - текучей глазурью, которая создает градацию тона в
зависимости от слоя. Самый известный пример – поливные изразцы 17 века. В начале
20го века с подобной техникой экспериментировали русские художники: Врубель,
Васнецов, Головин, Малютин и другие. Вот о такой покраске и пойдет речь.

Основное выразительное средство в майоликовых изразцах - игра слоя текучей глазури и
ее взаимодействие с рельефом.
Что мы можем считать майоликовыми глазурями?
Это, как правило, легкоплавкие глазури, очень текучие. Часто в их составе есть свинец.
Вы можете легко определить их по тому, как они проявляют любой, даже самый
неглубокий рельеф: в толстом слое эти глазури гораздо темнее, чем в тонком. 
При высокой температуре в печи, они, как желе, стекают с высоких частей рельефа в выемки.
Чем выше температура, тем сильнее градация тона. Как правило, потечные зеленые,
золотистые, коричневые глазури легко, акварельно перетекают друг в друга. 
Получаются мягкие переходы из цвета в цвет.



Не смотря на то, что майоликовая покраска считается одним из самых сложных керамических умений, в нашей детско-взрослой студии все очень любят красить именно поливными глазурями.
В чем тут подвох? 
Одна девушка написала мне: «такое впечатление, что вы просто намазываете изразцы
как попало глазурью, и потом, вдруг получается красота. Как это возможно?» 

На самом деле, это примерно так и происходит. Глазурь, которая в обжиге течет, бессмысленно
накладывать, соблюдая четкие границы между цветами – они все равно растекутся и
размоются. 
Но есть один неумолимый закон: она строго подчиняется рельефу, который она подчеркивает когда растекается в обжиге.
Поэтому дети, которым я редко, но даю глазурь, знают: покрасив свои фактурные
вазы, миски и всё прочее, они получат прекрасный результат. Рельеф проявится, цвета
будут яркими и всё будет блестеть! Главное – положить слой потолще!



В этом большой плюс полив - они получаются эффектно.
В чем-же минус?
Точнее: где искать сложности?

1) Небольшой выбор цветов. 
Самые хорошие из готовых глазурей такого типа, как
правило, золотистые и зеленые. 
С голубыми, розовыми, пурпурными много проблем: они выгорают, конфликтуют друг с другом и т.д. Чтобы подобрать удачную цветовую палитру, нужно долго искать и пробовать.

2) Майоликовая глазурь действительно сильно течет вниз на вертикальных поверхностях.
Нужно следить, чтобы изделие в обжиге не приварилось намертво к полке, на которой
стоит.

3) Самое главное: во время работы очень трудно все держать в уме. 
Учитывать в процессе покраски толщину слоя, взаимодействие с рельефом, представлять себе цвета,
которые проявятся только в обжиге. Ведь до обжига глазурь выглядит как белесая
суспензия, которая превращается при высыхании в порошок, и может слететь с изделия
при любом неловком касании, как пыльца с крыла бабочки…

4) При работе с поливными глазурями важно соблюдать чувство меры и такта. 
Это похоже на скрытую работу хорошего режиссера, сценариста, осветителя, благодаря которым, глазурь выходит на сцену, чтобы сыграть свою блистательную роль.




Как с ними работать?

Выберите подходящие вам по температурному режиму глазури.

* Сделайте тесты на рельефе разного типа, чтобы увидеть, как глазури работают на
мягких и жестких гранях.

* Сделайте тесты сочетания нескольких глазурей, чтобы увидеть, как они переходят друг
в друга. Следите за тем, какой цвет сверху - эффекты будут разные.

* Научитесь наносить глазури мягкой кистью ровным слоем и контролировать его толщину, 
   чтобы не было проплешин.

* Разбавляйте темные цвета текучей бесцветной глазурью.

* Экспериментируйте, смешивайте цвета в поисках нужной гаммы и свойств.

Не валите всё в кучу: пусть один эффект, цвет или переход будет самым важным. Не
нужно делать радугу всего в сочетании с рельефом.

Анализируйте свои работы и пробы из обжига не с позиции «получилось/не получилось,
красиво/некрасиво», а с интересом: что мне здесь хотят показать? 
Где скрывается интересное взаимодействие?

Пробуйте! Всё получится! 
Бывает, мы выкидываем удачную вещь за то, что она не совпала с ожидаемым, просто потому, что не сумели ее разглядеть.

На фото мои работы, сделанные в технике майолики.
Работы взрослых и детей, сделанные на занятиях в нашей студии с
использованием майоликовых глазурей.
 
Назад к содержимому | Назад к главному меню